Равноапостольный князь Владимир: значение церковно-государственных отношений в контексте христианской миссии.

Миссионерство начинается с того образа, который дал нам Сам Господь Иисус Христос. Этому образу уподоблялись апостолы, несшие благую весть о Царстве Божием. Господь готовил апостолов на служение, посылая их на проповедь по двое и даруя им благодатную силу благовествования и исцеления (Лк. 10: 1-9). В Евангелии Иисусом Христом даны совершенные образы и доброго самарянина (Лк. 25:37), и доброго пастыря, полагающего душу свою за овцы свои (Ин. 10: 1-16). Земное служение Господа заканчивалось Его словами, обращенными к апостолам, к Церкви, к нам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа... и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28: 19).

Православная Россия начинается со святого князя Владимира. Всю ее дальнейшую историю можно рассматривать как борьбу за православную государственность. Идея союза Церкви и государства в решении всех вопросов нашей земной жизни стала национальной идеей российского народа. Опыт истории симфонии Церкви и государства в России уникален. Российская империя в течение многих веков была главным, а временами и единственным оплотом православия.

Российские народы, перенявшие от Византии православие и идею православного государства, приняли и завет Христа – идти до конца Земли с проповедью христианства. То, что не всегда удавалось Византии, удалось России и Русской Церкви в течение десяти веков. Удалось создать и сохранить православную империю, в состав которой входили частично или полностью непросвещенные народы, и постепенно вводить их в лоно православной цивилизации.

В Византии в конце девятого века появляется «Епанагог» императора Василия I . Это изданный свод законов, который характеризует отношения Церкви и государства в этот период. Сравнивая его с преставлениями императора Юстиниана находим сходство в параллелях осознания роли царя и патриарха: «задача царя - охрана и обеспечение народных сил добрым управлением, восстановление поврежденных сил бдительною заботой и приобретение новых сил мудростью и справедливыми путями и действиями. Цель патриарха – во-первых та, чтобы тех людей, которых он принял от Бога, охранять в благочестии и чистоте жизни; ... он должен всех еретиков, по возможности, обращать к Православию и единству Церкви... а еще приводить к перениманию веры неверных, поражая их блеском и славностью и чудом своего служения... Царь должен благодетельствовать, почему он и называется благодетелем... Цель патриарха – спасение вверенных ему душ; он должен жить о Христе и распяться для мира... Царь должен быть отличнейшим в Православии и благочестии... сведущим в догматах о Святой Троице и в определениях о спасении через воплощение Господа нашего Иисуса Христа... Патриарху же свойственно быть учительным и равно относиться без ограничений к высоким и низким.., а о правде и защите догматов говорить перед лицом царя и не смущаться... Патриарх один только должен толковать правила древних и определения Святых Отцов и положения Святых Соборов... Царь же имеет подкреплять, во-первых, всё написанное в Божественном Писании, потом также все догматы, установленные семью Святыми Соборами, а также избранные римские законы» . Это своего рода предполагаемый итог того дела, которое начал в свое время император Юстиниан для своей православной страны. Патриарх получает особое место в государственной структуре, он становится представителем Церкви. В его обязанности входит гарантия чистоты веры, он один имеет право учить и толковать церковное учение, именно на него государство возлагает защиту православия перед лицом Царя. От царя-императора «Епанагога» требует только верности православному учению.

Таким образом, торжество православия после иконоборческой ереси – не просто возврат к Юстиниановой симфонии. В нем совершилось ее внутреннее перерождение. Империя была и осталась «священной» – однако раньше источником было древнее и абсолютное понимание государства. Теперь же она освящалась как служительница Христова. Это служение выражается во многих церковных праздниках: Воздвижение Креста, Покров, Похвала Богородицы, Происхождение Древ Креста. Таково выражение христианской миссии Царства: Христос – Пантократор, Вседержитель, перед ним на коленях с воздетыми руками и склоненной головой византийский царь. Это новое в образе империи, дух ее самосознания, который по преемству передается земле русской.

Князь Владимир принимает крещение в Херсонесе вместе с ближайшими боярами и дружиной. В Киев он возвращается уже со священниками, и вскоре происходит крещение киевлян. Сначала были низвергнуты идолы. По повелению князя одни были изрублены, другие преданы огню, а главный истукан Перун был сброшен в Днепр. Следующим шагом стало оглашение народа евангельской проповедью и призыв к крещению. Некоторые колебались в перемене веры, были и открытые противники. Тогда святой Владимир издал указ с назначением дня всеобщего крещения: «Аще кто не обрящется за утра на реце, богат ли или убог, или нищ, или работен, противен мне да будет» . В итоге народ доверился выбору князя и последовал за Владимиром. Согласно «Житию блаженаго Володимера», «...да се же людие слышавше, радостно течяху, глаголюще: «Аще бы се не добро было, не бы сего князь и бояри прияли» . И 1 августа по старому стилю 988 года священники крестили киевлян в водах реки Днепра и его притока Почайны.

Подобно Киеву, массовые крещения происходили и в других городах Руси. Князь Владимир послал епископов в Новгород, Чернигов, Владимир Волынский, Белгород, Полоцк. Некоторые авторы добавляют к указанным городам кафедры в Переяславле и Ростове, но возможно, что они возникли позже.

По Житию святого Владимира , он сам много ездил, проповедовал и призывал народ принять крещение. Так, предание говорит, что он был с этой целью на Волыни. Так же действовали посадники и его сыновья, которые княжили в Тмутаракани, Владимире Волынском, в земле Древлянской, Турове, Пскове, Полоцке, Смоленске и Муроме. В своих областях князья строили храмы, при которых создавались приходы.

За период двадцати пятилетнего княжения Владимира после крещения киевлян христианство распространилось во все концы Русской земли: «Апостольская труба и евангельский гром все грады огласили. Фимиам, к Богу возносимый, очистил воздух. Монастыри на горах встали; черноризцы явились. Мужи и жены, малые и великие, все люди наполнили святые церкви». «И в единое время вся земля наша восславила Христа с Отцом и со Святым Духом».

«Вера благодатная по всей земле простерлась, и до нашего народа русского дошла. И законническое озеро пересохло, евангельский же источник наполнился вод и, всю землю покрыв, до нас разлился. Вот уже и мы со всеми христианами славим Святую Троицу» . И действительно, наступили «новые времена», пришли «новые люди». Сам митрополит Киевский Иларион являет собой удивительный пример того, какие плоды принесло Крещение Руси при святом Владимире. Прошло чуть более полувека с того времени, и перед нами предстал, как благодатный плод усилий по христианизации Руси, подвижник-аскет и выдающийся богослов.

Приняв крещение в Херсонской купели, святой князь Владимир вместе с христианской верой принимает и образ православного монарха. Пример Византийской истории становится во главу угла ненасильственного распространения христианства в языческой Руси. Насилие отнимает свободу и гасит любовь – это фундамент миссионерства на все дальнейшие времена. В православии, особенно российском, насильственного принуждения к принятию христианства почти никогда не было. Была предпочтительность в выборе слуг и хозяев, партнеров по торговле или ведению дел, могли происходить враждебные или военные действия, спровоцированные различными мотивами, в том числе и религиозными, но крестовых военных походов против каких-либо народов с целью массового обращения в православие не было никогда. Немного позже святой Стефан Пермский после нескольких лет жизни в среде зырян один или с ближайшими учениками отправится «сокрушать идолы и кумиры», рубить священную березу, но этот поход будет к вооруженным язычникам безоружного христианина. То же самое будет происходить в Поволжье с татарами и башкирами в Сибири, и даже тяжелые войны на Кавказе не привели к насильственному крещению местных народов. Были поощрения крестившимся, особенно местной знати, было освобождение от налогов и пошлин, но без насилия. Политика ненасилия обнаруживает себя во всей истории Русской Церкви и русского государства и прослеживается по инструкциям, постановлениям, посланиям, как государственным, так и церковным, на различных уровнях церковной и государственной власти. А начало этому, у истоков стоял князь Владимир, которого Русская Церковь именует равноапостольным.

протоиерей Андрей Михалев 
 

на сайтах Орловско-Ливенской епархии