Мощи Апостола Марка.

Мощи Апостола Марка доставили в Свято-Троицкий храм г.Орла. Каждый день служится молебен у мощей святого начало в 9:30 и 16:45.

Евангелист Лука сообщает о том, что Господь, кроме 12 апостолов «избрал и других 70 учеников и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда сам хотел идти».
Святой апостол и евангелист Марк, называемый также Иоанн-Марк, апостол от 70-ти, племянник апостола Варнавы, родился в Иерусалиме. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов.
Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла и Варнавы. Вместе с последними двумя апостолами св. Марк был в Селевкии, оттуда отправился на о. Кипр и прошел его весь с востока до запада. В городе Пафе Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима. После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его благословению отбыл в Египет. Как свидетельствует историк Евсевий, во время проповедей святого Марка в Христа уверовало великое множество мужей и жен. В самой Александрии, главном городе Египта, святой Марк основал Церковь и был первым ее епископом.
Во время второго благовестнического путешествия апостола Павла святой Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда он отправился на проповедь с ап. Варнавой на Кипр, а затем опять ушел в Египет и Малую Азию, где вместе с ап. Петром основал много церквей, в том числе в Вавилоне. Из этого города ап. Петр направил послание малоазийским христианам, в котором с любовью отзывался о св. Марке как о своем духовном сыне.
Когда ап. Павел находился в узах в Риме, св. Марк специально прибыл туда. Там он и написал свое святое Евангелие.
Евангелие от Марка - самое краткое из четырёх.
«Я обнаружил, что Евангелий четыре, а раз так, то одно из них, конечно, должно быть короче других. И так как я ничего хорошего не ожидал ни от одного из четырёх, я решил прочесть самое короткое... И вот я сел читать; и тут вы, может быть, поверите мне на слово, потому что этого не докажешь... Я сидел, читал, и между началом первой и началом третьей главы Евангелия от Марка, которое я читал медленно, потому что язык был непривычный, я вдруг почувствовал, что по ту сторону стола, тут, стоит Христос».
Так описывает свою первую встречу с Новым Заветом митрополит Антоний (Блум).
Из Рима св. Марк снова удалился в Египет, и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли такие знаменитые отцы и учители Церкви как Климент Александрийский, святитель Дионисий, свят. Григорий Чудотворец и другие. Ревнуя о устроении церковного богослужения, св. Марк составил чин Литургии для александрийских христиан. Затем св. Марк с проповедью Евангелия посетил внутренние области Африки.
Во время этих путешествий он получил повеление от Духа Святого вновь идти в Александрию для проповеди и противодействия язычникам. О страданиях и мученической кончине святого Марка повествует блаженный Симеон Метафраст (IX век).
Там св. Марк поселился в доме сапожника Анании, которому исцелил больную руку. Сапожник принял святое крещение, а вслед за Ананией крестились многие жители той части города, где он жил. Это возбудило ненависть язычников и они собрались убить св. Марка. Узнав об этом, апостол поставил Ананию епископом, а трех из новообращенных христиан – пресвитерами. Язычники напали на св. Марка когда он совершал богослужение.
“Святого влекли по земле, усыпанной острыми камнями, так что тело его, терзаемое по камням, покрылось ранами, и кровь, обильно истекавшая из них, обагрила весь путь. Истерзанного таким образом святого нечестивые язычники ввергли в темницу, а сами, при наступлении вечера, собрались на совет о том, какой смерти предать его.
В полночь Апостолу-мученику явился Ангел Господень и укрепил его на подвиг мученичества извещением о предстоящем ему блаженстве на небе; затем и Сам Господь Иисус Христос явился ему, утешив его Своим явлением. На следующее утро неистовая толпа язычников извлекла Апостола из темницы и влачила его по улицам города. Святой не вынес таких терзаний и вскоре скончался, благодаря Бога, молясь к Нему и говоря:
— В руки Твои, Господи, предаю дух мой!
Неутолимая злоба язычников не удовольствовалась смертью Апостола: они решились сжечь его тело. Уже разведен был огонь, как вдруг внезапный мрак, страшный гром, землетрясение, дождь и град рассеяли толпу нечестивцев, а дождь погасил огонь. Благочестивые же христиане, с благоговением взяв тело святого, погребли его в каменном гробе на месте молитвенных своих собраний”.
(Из “Жития и страдания святого Апостола и Евангелиста Марка” Димитрия Ростовского).
В 828 г. тело Св. Марка было похищено венецианцами и помещено в храме Св. Марка в Венеции. Однако глава Св. Марка осталась в Александрии, и каждый новый Патриарх Александрийский начинал свою службу с обряда переодевания пелены святой главы. Главу Св. Марка многократно переносили, и спустя 250 лет она была утеряна. Часть мощей Св. Марка была возвращена в 1968 г. и хранится в новом патриаршем соборе Св. Марка в Каире (район Аббасия).
Сегодня коптский православный собор Святого Марка в Александрии является историческим местом главы коптской православной церкви: здесь находится резиденция Папы Александрийского. Собор находится на месте церкви, основанной Святым Марком евангелистом в 60 году нашей эры, и оставалась патриаршим престолом до 1047 года н.э.
Эта церковь является одной из древнейших в мире.
Храм на этом месте был восстановлен несколько раз на протяжении тысячелетий. Самое последнее восстановление произошло в 1950 годах, а в 1980-х годах произошло расширение собора.
В склепе с правой стороны собора находятся гробницы 55 патриархов, возглавлявших коптскую церковь после Св. Марка.
Сегодня в Соборе Св. Марка можно увидеть старинные иконы и церковную утварь. Обратите внимание на памятную доску, на которой перечислены имена всех коптских патриархов вплоть до Св. Марка.
На иконах евангелист Марк часто изображается вместе со львом. Об этом изображении сделано примечание к началу Евангелия от Марка. Евангелие его начинается повествованием о явлении Иоанна Крестителя, который своею проповедью о покаянии и приближении Царства Божия огласил пустыню иудейскую, был гласом вопиющего в пустыне и в сем отношении уподобился льву, живущему и рыкающему в пустыне.
Александрийские патриархи, справедливо почитающие святого Марка основателем и покровителем своей Церкви и первым патриархом Александрийским, в своих посланиях преподают благословение словами: “Да будет благословение Владыки Христа, Пресвятой Богородицы и святого евангелиста Марка”, а на своей печати имеют изображение крылатого льва, держащего Евангелие.
Память святого Апостола православная Церковь совершает 25 апреля (8 мая) - в день его мученической кончины.

 

на сайтах Орловско-Ливенской епархии